Положение об оказаниии логопедической помощи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 100 «Рябинушка»
(МБДОУ д/с № 100)
Утверждено:
Заведующий МБДОУ д/с № 100
_________ С.Г. Белая
(приложение к приказу от 07.09.2020г. № 185-ОД)

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ДЕТСКИЙ САД №100 «РЯБИНУШКА»

Принято
на общем собрании (конференции) работников
МБДОУ д/с № 100
(протокол № 3 07.09.2020г.)

1

1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад № 100 «Рябинушка» (далее – МБДОУ), осуществляющем
образовательную деятельности (далее - Положение) регламентирует деятельность МБДОУ,
осуществляющем образовательную деятельность, в части оказания логопедической помощи
обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - обучающиеся) и
трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
1.2. Положение разработано на основе примерного положения об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N Р-75.
1.3. Задачами МБДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и
последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями
речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций
обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с воспитанниками.
2. Порядок оказания логопедической помощи в МБДОУ
2.1. Логопедическая помощь оказывается МБДОУ независимо от его организационно-правовой
формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи МБДОУ ведется документация согласно приложению 1
к положению.
Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом МБДОУ,
регулирующим вопросы оказания логопедической помощи и составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.3. В МБДОУ в соответствии со штатным расписанием образовательную деятельность с
воспитанниками осуществляют 2 учителя-логопеда.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних
воспитанников (приложения N 2 и N 3 к положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и
контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней
каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего
срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное
обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих
логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителялогопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер
в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В
случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна
быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение N 4 к Положению) обучающегося,
демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к
учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит
диагностические мероприятия с учетом пункта 2.5 Положения.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи,
2

формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого
нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего
учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления
речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего МБДОУ.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы МБДОУ.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом
(учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.
2.10. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение N 5 к положению).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с
обучающими из расчета 20 часов в неделю <5> за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных

программ дошкольного образования

3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию
помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования определяются с учетом локальных нормативных актов МБДОУ.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по
присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не
посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные
программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном
лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организации,
получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования,
имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с 2.4. положения.
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется
выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не
менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных
занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных
занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
3

утвержденной МБДОУ.
При организации логопедической помощи детям раннего возраста занятия могут проводиться в
форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности
их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.5 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с
программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МБДОУ.
Приложение N 1
к положению
об оказании логопедической помощи
в МБДОУ д/с № 100
ДОКУМЕНТАЦИЯ МБДОУ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

4

Приложение N 2
к Положению
об оказании логопедической помощи
в МБДОУ д/с №100
Заведующему МБДОУ д/с №100
Белой С.Г.

Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося, являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)

___________________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

5

Приложение N 3
к положению
об оказании логопедической помощи
в МБДОУ д/с №100

Заведующему МБДОУ д/с №100
Белой С.Г.
от ___________________________
ФИО родителя
(законного представителя)

Заявление
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

___________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть)

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/ психологопедагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

6

Приложение N 4
к положению
об оказании логопедической помощи
в МБДОУ д/с №100

Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе/классе;
2.
группа:
комбинированной
направленности,
компенсирующей
направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
4. на дому;
5. в медицинской организации;
6. в форме семейного образования;
7. сетевая форма реализации образовательных программ;
8. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию
(причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная),
межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому,
повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество
детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей
образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по
образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в
соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая,
неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не
проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной
деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность,
фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений,
снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы
и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным
снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству),
наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты
дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать);
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов - указать длительность,
т.е. когда начались/закончились занятия).
7

5. Характеристики взросления <9>:
-------------------------------<9> Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением.
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и
т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная,
второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его
собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована "на
словах");
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан,
либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты
контрольных работ и другое).
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________
Учитель-логопед, принявший обращение:

(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
"__" ____________ 20__ г. /___________/_____________________________________

8

Приложение N 5
к положению
об оказании логопедической помощи
в МБДОУ д/с №100
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в
освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать
рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной
документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей
(законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим
местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону
коррекционно-развивающих
занятий
рекомендуется
оборудовать
приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской
мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и
речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование, направленное
на
максимальное
раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

9



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.