Аннотация к рабочим программам 2023 - 2024 учебный год

Аннотация к рабочим программам МБДОУ д/с №100.
Рабочие программы возрастных групп в МБДОУ д/с № 100 разработаны на основе
образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №100 «Рябинушка» и
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ОВЗ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №100 «Рябинушка» и в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным законом от 24.09.2022 №371 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. №1115) с изменениями и дополнениями от 21.01.2019 г., 8.11.2022 г.;
-Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. №1028).
- Федеральной адаптированной основной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. №1028).
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13, утверждённые постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от «15» мая 2013 года № 26 (далее
- СанПиН).
Рабочие программы общеобразовательных групп определяют содержание и организацию
образовательной деятельности в группах МБДОУ д/с №100 и обеспечивают развитие личности
детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Целью рабочих программ является разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
В программах учтены климатические, этнические особенности проживания в Ростовской
области.
Принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе взрослые);
4) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание программ:
Рабочая программа для группы раннего возраста обеспечивает развитие личности детей
раннего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных и физиологических особенностей. Срок реализации Программы — 1 год (2023
-2024 учебный год)
Рабочая программа для младшей группы МБДОУ обеспечивает развитие личности детей
3-4 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных и
физиологических особенностей. Срок реализации Программы — 1 год (2023 -2024 учебный
год)
Рабочая программа для средней группы МБДОУ обеспечивает развитие личности детей
4-5 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных и
физиологических особенностей. Срок реализации Программы — 1 год (2023 -2024 учебный
год)
Рабочая программа для старшей группы МБДОУ обеспечивает развитие личности детей 56 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных и
физиологических особенностей. Срок реализации Программы — 1 год (2023 -2024 учебный
год)
Рабочая программа для подготовительной к школе группы МБДОУ обеспечивает
развитие личности детей 6-7 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей. Срок реализации Программы
— 1 год (2023 -2024 учебный год).

Образовательная деятельность осуществляется через групповую, подгрупповую,
индивидуальную форму организации детей при этом используются следующие формы работы:
беседа, игра, педагогические ситуации, экспериментирование, поиск, праздник, инновационные
педагогические технологии ( ИКТ, проектная деятельность и др.).
Образовательная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, в совместной
деятельности педагога и детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для реализации рабочих программ имеется учебно-методическое и информационное
обеспечение.
Реализуется тесное взаимодействие с семьями детей по реализации рабочих программ.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования.
В программах обозначены формы работы для построения педагогического процесса.
Рабочие программы групп компенсирующей направленности разработаны на основе
Примерной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей
направленности для детей с общим недоразвитием речи Нищевой Н.В.
Целью данной Программы является построение системы работы в группах
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий
всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Рабочая программа для старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ
обеспечивает условия для дошкольного образования, определяемые общими и особыми
потребностями ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья.
Срок реализации Программы — 1 год (2023-2024 учебный год)
Рабочая программа для подготовительной
к школе группы компенсирующей
направленности МБДОУ обеспечивает условия для дошкольного образования, определяемые
общими и особыми потребностями ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья. Срок реализации Программы — 1 год (2023
-2024 учебный год).
Специфические принципы и подходы к формированию адаптированной программы для
детей с тяжелыми нарушениями речи:
–
сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а
также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного
образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что МБДОУ
д/c №100 устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими
организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых
образовательных потребностей детей с ТНР, оказанию психолого-педагогической и/или
медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи);
–
индивидуализация дошкольного образования детей с ТНР предполагает такое
построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности
и психофизические особенности;

–

развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом
зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию,
расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка;
–
полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В
соответствии со Стандартом Программа предполагает
всестороннее социально коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое ифизическое развитие
детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается
ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:
познавательное развитие детей с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным,
художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п.
Содержание
образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая
организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей с ТНР
дошкольного возраста;
–
инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.