Легенды Донского края

Легенды не считаются полностью достоверными историческими
свидетельствами, но, в большинстве своем, легенды основаны на реальных
событиях. Донская земля хранит немало тайн и загадок…

ЛЕГЕНДА 1. «ПОЧЕМУ ДОН ИВАНОВИЧЕМ
ЗОВУТ»
Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, а
другого - Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – слабее.
Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время
расстаться. Подросли сыновья, пора им было судьбу свою пытать. Вывел
отец их за околицу, велел слушаться его во всём и дорогу каждому указал.
Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути
сбился да и заблудился в болтах. А Дон Иваныч шел туда, куда отец
наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен да славен...
Сказка - сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под
Тулой-городом, два ручья. Один – перешагнуть можно, это – Дон. Другой –
широкий да бурный – Шат. Дон все на юг путь держал, а Шат бросался из
одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не
стал.

Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она
морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах встают.
Недаром и зовут люди реку свою родную ласково - Дон- Ивановичем.
Много поэтических легенд и сказаний сохранил народ о казачьей
вольнице. Так, например, существует легенда об Иштереке, его дочери
Султанет и вольных людях, предводительствуемых Сары-Азманом на Дону..
Впервые эту легенду записал писатель Александр Николаевич Скрипов в
1951 году по рассказу жителя Ростова - на - Дону - казака С. Щелкунова. Но
автор ее - народ.

ЛЕГЕНДА 2. «Султанет - возлюбленная донского
атамана Сары – Азмана»
По степям Прикумья кочевал ногайский князь Иштерек. Была у него дочь
Султанет. Сильно хворала Султанет. Иштерек звал лекарей, но никто не мог
ее вылечить. Однажды странствующий старик посоветовал отвезти дочь на
Дон: «Там есть ключ Ак-су. Напои ее той водой».
Быстро собрался Иштерек. Он передвигался по бескрайним степям,
переходил реки. Вокруг - безлюдье. Только ковыли шумят да дикие птицы и
звери встречаются на пути. Не у кого спросить, где же ключ. Встретившийся
путникам старец рассказал, где бьет Ак-су. «То владение вольных людейказаков. Атаманом у них - Сары-Азман, что означает значит рыжий человек».
Встретился, наконец, Иштерек с вольными людьми. Сары-Азман
дружелюбно принял ногайцев и довел до живого ключа. «Сколько больных
ни приходило к нему, все стали здоровыми», - сказал атаман.
Порозовела Султанет, а красоты она была необыкновенной.
Полюбил ее Сары-Азман. Послал он своих товарищей с просьбой выдать
Султанет за него замуж. Не захотел Иштерек оставлять дочь в незнакомых
местах и отклонил предложение Сары-Азмана.
Султанет тоже полюбила казачьего атамана и твердо решила стать его
женой даже без согласия отца. Ночью она убежала из стана. В глубокой
Кобяковской балке ждал ее Сары-Азман. Хватился дочери Иштерек,
организовал погоню.
Долго разыскивал по окрестным местам. Вдруг на полном скаку сорвался
конь с крутого, каменистого обрыва и разбился вместе с седоком. Тогда все
ногайцы перешли под правление атамана.
С тех пор место, где было становище Иштерека, стали называть КизиТиринга (кизи –тиринга - «кызыл» - красный, «кыз» - девица, «тера» долина. Балка находится на глинах, которая в геологии именуется «краснобурой», «кирпично-красной». Балка Кизитиринка находится ниже Кобяковой
балки (Кобякова городища), что значит «пропавшая девушка», а поселение,
расположившееся возле ключа Ак-су, нарекли Аксаем. А в переводе с
тюркского «Ак-су» означает «белая, живая вода».
Сары-Азман. Происхождение первого донского атамана не установлено.
Историки считают, что он «был татарином, но мог быть и русским,
носившим татарское прозвище». Вошел он в историю тем, что, как отмечал
Н. М. Карамзин, «именуясь подданным Иоанна» (Ивана Грозного), строил
крепости на Дону.
Другие подробности о Сары-Азмане неизвестны. Сары-Азман - слово
персидское, бывшее в употреблении у ногайцев и означающее «удальцы».
Е. П. Савельев, донской дореволюционный историк

ЛЕГЕНДА 3. «О БАЛКЕ КОБЯКОВОЙ»

Вид на Кобяково городище из станицы Аксайской в период проведения
здесь раскопок А.А. Миллером (1924-1926 г.г.)
Легенда записана со слов 107-летнего казака Г. А. Антонова в 1909 году.
Предание гласит, что половецкий хан Кобяк любил лошадей и всячески
поощрял тех, кто поставлял ему выдающихся скакунов.
Однажды Кобяку понравился жеребец русского боярина. Он подговорил
одного русского по имени Лавр, и тот украл для него полюбившегося
жеребца. Боярин узнал, кто обидчик, и пришлось Лавру бежать к хану.
Кобяк одарил Лавра целым косяком половецких коней и сделал его
надсмотрщиком над своими табунами, как человека знающего. Несмотря на
такое внимание хана, Лавр (по-половецки Овлур) тосковал по родине и все
искал случая вернуться домой. Однако он понимал, что в случае неудачного
побега из Кобякова становища ему бы пришлось испытать на себе всю силу
ханского гнева. Случай помог ему.
Хан Кобяк взял в плен русского князя Игоря Святославича, которого
разбил где-то в степях Приазовья. Овлур начал подготавливать князя бежать,
но Игорь долго отказывался. Тогда Овлур тщательно подготовил побег подговорил стражу, заготовил лодку для переправы через Дон, в камышах
спрятал лошадей. Игорь, наконец, согласился, и побег удался. Отсюда название оврага, где стоял стан Кобяка - Кобякова балка.

ЛЕГЕНДА 4. « О КОБЯКОВСКОМ ДРАКОНЕ»

Уникальная культура бронзового века, подобной которой нет ни в
России, ни за её пределами, носит название Кобяковской. Памятники этой
культуры, возникшие в начале I тысячелетия, известны также у станицы
Гниловской, поселков Хопра и Сафьяново.
Поселения кобяковцев строились на холмах. Первоначально это были
полуземлянки, позже - каменные сооружения. В основном, кобяковские
племена занимались рыболовством.
Полагают, что кобяковская культура генетически восходит к срубной
культурно-исторической общности, для которой было характерно оставлять
умерших в срубах. Кобяково городище манит к себе исследователей. Каждый
год десятки кладоискателей ищут здесь скифские сокровища.
Надо сказать, Кобяковские пещеры издавна пользовались дурной славой
у местного населения. Там частенько пропадали люди, исчезала скотина.
Археологи обнаружили, что некоторые из пещер (правильнее было бы
назвать их подземными ходами) очень длинные и разветвленные.
Зловещая легенда связана с ущельем под Кобяковским городищем: будто
бы живет там древний дракон. В 70-е годы подземелье исследовали военные.
В черную дыру спустились двое солдат. Гул, сдавленные крики,
окровавленный обрывок телефонного кабеля - вот все, что осталось от них…

ЛЕГЕНДА 5 «О ДОНСКОМ БЕССМЕРТНИКЕ»

Есть в донских степях растение – бессмертник Сорванный цветок этого
растения может оставаться десятилетиями сухим и ярким, как будто его
только сорвали. О названии этого растения есть несколько легенд.
Вот одна из них, которая родилась в ту давнюю пору, когда на Русь
пришли злые вороги, и земля не просыхала от горьких слез матерей, вдов и
сирот. Пришла будто бы к татарскому хану Батыю русская женщина
Овдотья. Упала перед ним на колени: "Позволь откупить брата милого".
Удивился Батый: "Брата? А муж?".
"Замуж выйду - муж будет. Муж будет – сын родится. А брата мне уже
нигде не взять – родителей моих сжег ты в Рязани…".
Подивился Батый мудрости русской женщины, наклонился, сорвал
первый попавший под руки цветок, протянул его Овдотье: "Иди по моей
Орде, и доколе цветок не увянет, тех из своей родни, кого сыскать успеешь,
бери без выкупа".
Не ведал Батый, что женщина сможет волшебную силу скромному цветку
передать – соберут ее ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную,
и гнев неукротимый, чтобы не дать увянуть цветку.
Долго бродила Овдотья по Орде, и многих русичей тогда она спасла.
Жил заветный цветок и еще красивее стал! С той поры и назвали его
бессмертник.
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет…
Растет на кургане над Доном-рекой
Суровый цветок-бессмертник.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета…
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром…

ЛЕГЕНДА 6 «О ДОНСКОМ ЦВЕТКЕ-БЕССМЕРТНИКЕ»
(по мотивам легенды о донских казаках)

Отцу
I
Давно это было, в лихие года
На Дон налетела с востока орда,
Прошла по Присуду с мечом и огнём,
Хлеба потоптала монгольским конём,
Поля окропила казачьей рудой,
Связала невольников крепкой уздой,
Разрушила храмы, сожгла городки
И в степи вернулась от Дона-реки.
А вслед за ордой от свово куреня
Плелись полоняне, судьбину кляня.
Ох, много донцов той далёкой весной
Узнали про вражий аркан власяной.
II
У Марьи-казачки монголы родню
Забрали с собою в полон на корню Любимого мужа и сына-мальца,
И дажедь почтенного старца-отца.
Спалили избёнку, порушили баз,
Она, же в леваде укрывшись, спаслась.
Ох, как горевала, оставшись одна,
Уж лучше б с семьёй бедовала она!
Потом порешила, что будя кричать,
В Орду ей дорога, родню выручать.
Отвесила Дону прощальный поклон
И двинулась прямо в ордынский полон.
Нелёгок и долог был путь у неё,
Безлюдные степи, не встретишь жильё.
Достались казачке и холод, и зной,
И голод, и жажда, и волчий конвой.
Она шла вперёд, разбирая следы,

И так через год добрела до Орды.
Оборвано платье, обувки нема,
Зияет прорехой пустая сума,
Тоща, что и мёртвый глядится живей,
Но всё же добралась до цели своей.
III
Марию доставил в шатёр караул,
И хан на неё с интересом взглянул:
- Чего тебе, женщина? Кто ты? Откель?
Зачем ты пришла? Какова твоя цель?
- Ты зришь пред собою казачью жену,
Супруг мой и чадо в ордынском плену,
Родитель мой с ними, я так их люблю!
О, хан, отпусти их на волю, молю!
А коли не пустишь, бери меня вслед.
Мне жизни на воле без родичей нет.
И хан ей сказал: - Ты смела и горда!
За то, что решилась добраться сюда,
С тобой отпустить я могу одного,
Того, кто дороже, милее всего.
Мария задумалась, спала с лица
И, глядя сквозь слёзы, сказала: - Отца!
Воскликнул правитель, услышав ответ:
- Подумай, отцу твоему много лет!
Он пОжил на свете, казачка, к тому ж
С ним рядом томятся твой сын и твой муж.
Погибнут в неволе, вдали от Руси.
Не хочешь супруга, хоть сына спаси!
Мария сдержала рыданье в груди:
- Ты мыслишь, что баба рехнулась, поди?
Тяжел этот выбор, но сам посуди,
Ведь я молода, и вся жизнь впереди.
Я с помощью Божьей на этом пути
Смогу себе нового мужа найти...
Вновь сына рожу - буде воля Творца,
Но кто мне заменит родного отца?
IV
Внимательно выслушал женщину хан
И нукеру крикнул: - Скачи за шихан!
В степи средь привычного всем ковыля
Цветок необычный взрастила земля,
Сиреневый цвет, как в Ононе вода.
Найди и сорви, и немедля сюда!
Вернулся посланник, доставил цветок,
И хан, протянув его женщине, рёк:
- Твой мудрый ответ оценить я сумел
И выполнить просьбу твою захотел.
Ты с этим цветком походи по Орде,
Искать своих близких с ним можешь везде.

Но помни, для поиска выделен срок,
Пока не завянет, не сгинет цветок.
Найдёшь их - до дома дорога пряма,
А нет, не взыщи, оставайся сама.
Загадка таилась в его словесах,
И тлела улыбка в раскосых глазах.
Взглянула казачка, лишь молвила: - Ах!
И высохли слёзы на впалых щеках.
Отвесила хану поклон - Исполать!
Спасибо за милость! Пойду их искать.
Предчувствием встречи с родными полна,
С цветком по Орде зашагала она.
Сияли глаза, как над Доном рассвет.
А хан ещё долго смотрел ей вослед.
V
Бессмертником кличут цветок на Дону,
Имеет он тайну-загадку одну.
Ить, как утверждает казачья молва,
Он может не вянуть не день и не два,
Неделю и месяц, кубыть даже год,
Бессмертник сиреневым цветом цветёт.
VI
А кто из потомков казачьих родов
Сейчас, как Мария, на подвиг готов?
А ежели выбор предложат такой,
Кого мы возьмём на свободу с собой?
И даст ли нам кто на пороге беды
Бессмертник иль даже хучь кружку воды?
Надеяться, вдруг да придёт мудрый хан?
А может, не ждать? Подскажи, атаман!

ЛЕГЕНДА 7 «О МАНЫЧЕ»

На территории нашего края насчитывается больше сотни больших
и малых озер. Самое большое в Ростовской области – озеро МанычГудило.
Название «Маныч» - от тюркского слова «манач», что значит
горький. Водой из реки не утолишь жажду.
Озеро Маныч-Гудило с водой, солёность которой превышает почти
вдвое солёность Чёрного моря, является одним из крупнейших озер
Европы.
Озеро Маныч – Гудило

Суровая красота озера Маныч-Гудило, контрастность и отчасти
непредсказуемость происходящих в нем природных явлений,
слабая изученность многих из них порождали среди живших в
окрестностях людей легенды, сказки, были.

Вот одна из легенд о необычной реке.
Маныч – слезы матерей.

Давно это было. Так давно, что уже никто и не помнит. Началась война, и
войско отправилось в поход. Год проходит, два прошло – нет вестей от
войска. Минуло много лет, жены состарились без мужей, а войска все нет.
Наконец добрался до ханства долгожданный гонец, но с плохой вестью. Он
принес черный бунчук на копье – погибло войско. Скорбный плач поднялся
над степью, горе пошло по калмыцким хотонам, осиротели дети.
Одна из матерей, потерявших на войне сына, решила найти мертвое тело
воина и обратилась к зурхачи (астрологу). Тот по расположению звезд
вычислил, что ее сын погиб на другом конце земли, а добраться к этому
месту можно только выкопав глубокую яму. Но такую глубокую, чтобы
проделать в земле сквозную дыру и выйти на другой конец земли. Тогда
женщина собрала всех матерей, у которых на войне погибли сыновья и стали
они лопатами рыть землю в том месте, где указали им зурхачи.
Много лет рыли несчастные, пока совсем не обессилили, но не прорыли и
половины. Поняли они тогда, что не достигнуть им края земли и не увидеть
при жизни тела сынов. Побросали лопаты и стали плакать. Горькие слезы
стекают в вырытую яму. Через некоторое время слезы заполнили огромную
яму, а женщины все плачут, и нет этим слезам конца.
Разлилось морем вода из слез, и скрыла этих женщин с головой. Так до
краев этот котлован и заполнился.
Говорят, что матери эти под водой до сих пор плачут и копают, и копают
землю. Поэтому летом вода в Маныче убывает, а весной прибывает.
Интересно то, что когда вода убывает, то тихо становится вокруг, а потом
вдруг долгий стон доносится со дна Маныча. И от этого стона все животные
и птицы покидают Маныч, но когда он прекращается, то снова возвращаются
к воде.
А вода в реке Маныч горько – соленая от слез матерей.

ЛЕГЕНДА 8 «ОБ АЛЫХ ТЮЛЬПАНАХ»
(Легенда записана на Верхнем Дону)

…Когда белые казнили красногвардейский отряд Подтелкова и забросали
могилу сырой землей, заровняли так, что и видно ее не было, убралась будто
бы она сплошь цветами, огнем заполыхали тюльпаны.
Послал атаман своих есаулов вытоптать цветы, а наутро смотрят – они
снова цветут пуще прежнего. Белые давай тогда тюльпаны лошадьми
топтать, а они все цветут… Вот какие это были неистребимые тюльпаны, что
называются еще в наших краях лазориками.
Степные лазорики, что заполняют весной приманычскую степь, - это не
садовые тюльпаны. Они крепче и выносливее

ЛЕГЕНДА 9 « ДВЕ СЕСТРЫ»

К мирному, широкому Северскому Донцу торопливо вырывается из
теснин Белая Калитва. Прячась под кронами ветел, в зарослях кустарников
крадется к Донцу извилистая речка Лихая. Синеет высокий курган
Пирамидальный, а ближе, под городом Белая Калитва, в прозрачную воду
сбегают гребни гор-близнецов. Географы именуют их Грядными горами, а в
народе их называют «Две сестры».
Из поколения в поколение о горах тех передаются разные легенды. Самая
живучая - о двух утонувших здесь сестрах - близнецах, что остались верными
своей первой девичьей любви к бедным юношам и не пожелали, вопреки
требованиям отца, стать женами богатых, но постылых женихов.

ЛЕГЕНДА 10 «ПРО УРОЧИЩЕ
МОНАСТЫРСКОЕ»
Есть на донском берегу Монастырское урочище. Говорят, здесь слава
казачья, в боях и походах добытая, зарыта. Чтоб потомки знали и берегли её.
Когда казаки Азов туркам сдали (не по собственной воле, а по царскому
указу), увезли они на каюках тысячу товарищей своих, погибших в сражении
за Азов. Похоронили их по старинному обряду и часовню соорудили –
Капличку.
С той поры и повелось: погибнет казак на чужбине от пули вражьей –
прах его в это урочище везут. В войске Платова пятеро казаков Савченковых
сражалось против Наполеона – дед, два сына и два внука. Сам Кутузов их
похвалил. Погибли все пятеро за родную землю и здесь похоронены. А
правнук их – казак Василий Савченков – уже в последнюю, Отечественную
войну отличился. Он в казачьем корпусе Плиева служил и подвиг Матросова
повторил,
чтоб
наступавшим товарищам
помочь.
И
хоть
похоронен он под Веной,
имя его здесь, на Дону, в
камне высечено.
Есть в Монастырском
урочище
ещё
одна
братская могила. В ней
похоронены
красноармейцы,
отдавшие свою жизнь в
боях за Советскую власть
во время гражданской
войны.
А в годы Великой
Отечественной
войны
похоронили у Камплички
одиннадцать
героевморяков, с канонерской
лодки «Ростов-Дон», что
погибли при обороне
Таганрога.

ЛЕГЕНДА 11 «ОТКУДА ФАМИЛИИ КАЗАЧЬИ
ПОШЛИ»
В старину седую принимали на Дону в казаки всякого, лишь бы
за волю умел постоять да в бога веровал. Принимали и татар, и турок, и
греков, и даже немцев.
С тех пор и фамилии на Дону пошли: Грековы, Татариновы, Турченковы,
Турчаниновы, Жидченковы, Грузиновы, Калмыковы, Поляковы . . . Истинно
казачьи фамилии.
Ещё и по-другому складывались казачьи фамилии. На Хопре, к примеру,
в каждом городке укреплённый сход был – ворота и те, кто охранял их,
звались воротниками, Воротниковыми. Казаков, промышлявших разбоем,
звали «воропами», «воропаями», то бишь разбойниками, они стали
Воропаевыми.
А выходцы из Запорожской Сечи, что роднились с донцами и оседали в
казачьих станицах, именовались черкасами, Черкасовыми. Бывало и такое,
совершит казак преступление, предаст своих - атаман собирает Круг, чтоб
суд над ним учинить. Вот и выносят ему приговор: «В куль да в воду!». А
сородичи казнённого новое прозвище получали – Топилины.

ЛЕГЕНДА 12 «ПРО ПЕЧАТЬ КАЗАЧЬЮ»

В Черкасский городок, где столица казачья была, однажды, сказывают,
боярин Пафнутий Киврин приехал. Поглядел будто бы на житье-бытье
казачье и царю донес: "Город донской Черкассы, государь, не мал, а на
острову, округ – палисад да порос мохом и инде снизился до земли, башни и
раскаты – кои ветхи, а кои покляпились... Пушек на башнях немного, и
думно мне, что донские казаки их пропили, ибо они великие бражники, да им
от того страху мало, что пушек недочет – никто на их город не полезет.
Кому, государь, придёт охота смертная в осиное гнездо лик и браду пахать?"
Прочитал царь донос боярский – решил сам в том убедиться.
Приехал, рассказывают, в Черкасск Петр Первый. Идет мимо кабака и
видит: сидит на пустой бочке казак Гришка Банников, нет на нем даже
лоскута драного, только шапка запорожская, набекрень лихо взбитая да
кушак с саблей и пистолем – полное боевое снаряжение. Смотрел-смотрел
царь да как захохочет: "Бахус! Ей-ей Бахус! . . А почему сидишь голый?".
"Потому и голый, - отвечает ему казак, - что водки твоей, царь, на
похмелье не хватило. Пришлось вот рубаху да портки кабатчику заложить".
"А ты бы ружьё заложил".
"Э, нет! В портках или без порток – я все равно казак, а без ружья –
кобель дохлый"...
Посмеялся Петр, приказал выкупить казаку рубаху и портки и тут же
повелел новую войсковую печать выбить (на прежней нарисован был «елень,
стрелой пронзенный») - голый казак при оружии на бочке. Без той печати с
Дона в Москву ни одной грамоты не посылали. Ошибся, выходит, Кивринбоярин, неправду сказал, потому как никогда казак оружия не пропивал...
На Дону еще и так говорили: казак без пики да без сабли – не казак. К
седлу да к оружию он с самых пеленок был приучен... Такая уж доля казаку
выпала – землю родную от недругов стеречь, ратными делами Отечество
славить.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.