Картотека символов и знаков в культуре донских казаков

Атаманская сабля – обычно украшенная,
старинная, тоже один из символов
атаманства.
Лично
атаману
не
принадлежала, а была у него на хранении
на время правления. Могла храниться в
церкви и надеваться на Круге по
праздникам.

1

Башлык – у большинства казаков тоже
был наделен символическим значением. В
зависимости от того, как повязывался
башлык, можно было узнать возраст
казака. Завязанный на груди означал, что
казак
отслужил
военную
службу,
перекрещенный на груди – следует по делу,
концы заброшены за спину – свободен,
отдыхает
2

Бунчук – длинное древко с шаром или
острием, прядями из конских волос и
кистями на верхнем конце. Знак власти у
турецких пашей, польских и украинских
гетманов и атаманов русского казачьего
войска в XV-XVIII вв. знак ставки, символ
атамана в походе, принадлежал
войсковому соединению. В мирное время
хранился в храме. Полковые имели форму
опушенных раздвоенных флажков с
навершием
3

Булава (пернач) – простое ударное ручное
холодное
оружие,
имеющее
тяжелую
шарообразную или грушевидную головку.
Длина ее была около 50-80 см.
Изготавливались
булавы
с
большой
роскошью: для их отделки применяли
золото, серебро, изумруды.
4

Казна – железный ящичек, ларец с казною
— знак казначея, ближе к нашему времени
тоже замененный книгой.

5

Книга – тетрадь для записей в твердом
кожаном переплете. Во время работы
круга каждый член атаманского правления
должен был держать свою тетрадь. Главная
тетрадь, т.н. атаманское писание или
Закон, была собранием протоколов, где в
случае спора можно было отыскать
юридический прецедент. Все сохранялись
в атаманском правлении и архиве.
6

Лава – боевой порядок и способ тактических
действий в конном рассыпном строю; применялся
главным образом для охвата неприятеля с флангов
и
тыла.
Один
из
тактических
приёмов,
излюбленный
боевой
казачий
строй.
Это
кавалерийская
атака,
в
которой
казаки
размещались
в
неподдающемся
никакой
регламентации
строе.
В
зависимости
от
обстановки лава могла быть то рассыпной, то
сомкнутой, то производилась со спешиванием.
Искусство маневрирования лавою заключалось в
единстве действий всех, принимавших в ней
участие, в умении принимать каждый замысел
командира, а также в личной находчивости,
ловкости.
7

Лампас – цветная нашивка (полоса) на
боковом шве казачьих шаровар (брюк).
Символизирует
принадлежность
к
войсковому сословию, а цвет указывает
принадлежность к войску. Совпадает по
цвету с околышем фуражки. Символ казачьей
независимости
(вроде
личного
флага).
Интересно, что лампасы в виде кожаной
полосы носили скифы и бродники на своих
шароварах. У разных казачьих Войск цвет
лампасов отличался ( у донцов – красный, у
уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый).
8

Маяк – у казаков наблюдательная вышка
для часового, с которой в случае тревоги
подавался условный сигнал. Был широко
распространен
на
Кавказской
укрепленной пограничной линии (по
Кубани и Тереку) и у запорожцев.

9

Нагайка – короткая конская плеть –
оружие. Знак есаульца и пристава на
кругу. В повседневной жизни – знак
власти у полноправного женатого казака.
Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела
в доме на левом косяке к двери в спальню.
Нагайка использовалась, как оружие в
схватке,
для
телесных
наказаний
провинившихся казаков по решению
круга и совета стариков
10

Насека
–
посох
с
металлическим
навершием, на котором первоначально
насекались имена атаманов. Символ
гражданской
власти
атаманов
всех
степеней.

11

Серьги (у мужчины) означали его роль и место в роду. Так,
единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе.
Последний в роду, где нет кроме него наследников по
мужской линии, – серьгу в правом ухе. Две серьги –
единственный ребенок у родителей. Кроме символического,
сакрального языческого древнего оберега, играли и
утилитарную роль. Командир при равнении налево и
направо видел, кого следует в бою поберечь. Мужчины казаки, как правило, колец не носили. Так что это женская
символика. Серебряное кольцо на левой руке – девушка на
выданье. На правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених
служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой
руке – замужняя, на левой – разведенная (развод у казаков
существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце
левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя,
будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке
его не носил).
12

Шапка
шилась
по
специальному
образцу.
Первоначально – «клобук со шлыком», папаха, а затем
фуражка – знак получения казаком юридического
полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем
– фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были
носить фуражку без кокарды, но это повсеместно
нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке.
Иногородние и гости – не казаки, должны были
присутствовать с непокрытыми головами равно как и
не имеющие юридических прав казачества. Снималась
во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу.
Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В
курене красовалась на видном месте. В доме главы
лежала под иконой, что означало, что семья находится
13
под защитой Бога и общины.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.