Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Форма пользования зданием и земельным участком МБДОУ д/с № 100 — в оперативном управлении.
Здание МБДОУ д/с № 100:площадь-2234,9 кв.м. Этажность: 2.
Земельный участок: площадь: 6791 кв.м.
Прогулочные участки: количество площадок – 12. Игровые площадки оборудованы теневыми навесами, песочницами, скамейками, спортивным и игровым оборудованием.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса групповых помещений представлены в таблице 1
Таблица 1
№ п/п | Наименование направлений в соответствии с ФГОС ДО | Элементы предметно-пространственной среды для детей раннего возраста | Элементы предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста |
Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). уголок для сюжетно-ролевых игр; • уголок ряжения, книжный уголок; уголок для настольно-печатных игр; • уголок природы (наблюдений за природой); • спортивный уголок; • уголок для игр с водой и песком; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). | |||
1 | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разнообразные занятия детей и взрослых; картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей (весёлый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивлённый, испуганный и др.), их действия. Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, животные (мишки, собачки, кошечки и т. д.); стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.); стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол); игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки); игры в парикмахерскую (зеркало, расчёска, ленточки, флаконы), игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, касса, муляжи продуктов и др.), игры в цирк (заводные игрушки: обезьянка, курочка, заяц с барабаном; перчаточные куклы, маски), игры в солдатиков (соответствующие наборы игрушек) и др. | Предметы-заместители природного происхождения. Игрушки сюжетные (куклы, машины). Машины разного назначения (пожарная, «скорая помощь», полиция, амфибия, грузовики, экскаватор и т. п.). Самолёты, катера, лодки, корабли. Наборы игровой посуды. Наборы игровые с орудиями труда. Игрушки мягкие. Настольные игры шансовые. Настольные игры интеллектуальные. Символы государства. Игровая мебель по росту ребёнка. Мастерская-сервис, бензозаправочная станция. Наборы элементов костюма для профессий. Настольные игры дидактические Карнавальные и театральные костюмы, маски. Комплекты портретов деятелей науки и искусства. Электронные образовательные ресурсы по патриотическому воспитанию и знакомству с культурой малой родины. |
2 | ОО «Познавательное развитие» | Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; большая напольная пирамида для совместных игр детей; матрёшки; наборы кубиков и объёмных тел (цилиндры, бруски, шары, диски); игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.); наборы разнообразных объёмных вкладышей; мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы; конструкторы; игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, пищалки, колокольчики, шумовые коробочки, и др.); заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.). Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:столы- с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.); разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, телефон и пр.); приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, магнитные игрушки); игрушки из материалов разного качества и разной плотности (резины, дерева, пластика и др.; материалы для пересыпания и переливания; игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам («Домашние и дикие животные», «Деревья. Кустарники. Травы», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе» и т. д.); книги, открытки, альбомы, аудио-, видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений. | Предметы ближайшего окружения. Дидактические пособия. Познавательная литература. Строительные наборы. Конструкторы (деревянные, «Лего» и аналогичные, иные). Библиотека. Фонотека. Видеотека. Оборудование для экспериментирования и исследования. Наглядные и демонстрационные пособия. Тетради с заданиями для детей. Расширенный набор для детского конструирования (металлический, требующий использования инструментов для соединения деталей). |
3 | ОО «Речевое развитие» | Материалы для развития речи:книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.). | Опорные схемы для составления рассказов, индивид. зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, материалы и игры для развития мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму. |
4 | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Книги с красочными иллюстрациями, репродукции; альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства; альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов; музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара); фланелеграф; стенд для демонстрации детских рисунков и поделок; ёмкости для хранения материалов для изобразительной деятельности. Материалы для изобразительной деятельности: Материалы для детского творчества в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, рисовании, Материалы для музыкального развития детей: Игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны,); звуковые книжки, аудиосредства (магнитофон, аудиоматериалы с записями музыкальных произведений). Материалы для театрализованной деятельности:оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, театральные атрибуты и др.); фланелеграф (коврограф, магнитная доска) с набором персонажей и декораций. Различные виды театров (бибабо, настольный плоскостной, магнитный, теневой); аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей. | Бросовый материал для творчества. Самодельные звучащие предметы. Материалы для детского творчества в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде. Альбомы и книги по искусству. Видеотека. Аудиотека. Изделия народных промыслов. Скульптура малых форм. Набор шумовых инструментов. Материалы для театрализованной деятельности:оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, элементы костюмов, маски, театральные атрибуты и др.); карнавальные костюмы, маски; фланелеграф (коврограф, магнитная доска) с набором персонажей и декораций. Различные виды театров (бибабо, настольный плоскостной, магнитный, теневой); аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей. |
5 | ОО «Физическое развитие» | Горки; скамеечки; игрушки-качалки; массажные дорожки и коврики с разным покрытием; «сухой бассейн»;Игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику,в том числе: мячи разных размеров, кегли; обручи, кольца; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками; специальные приспособления, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застёжки -молнии, пуговицы, петли, крючки, шнуровки и др.); коробки с разными крышками и прорезями, копилки. |
Оборудованные учебные кабинеты
Музыкальный зал – 102,2 м2
Физкультурный зал — 1
Кабинет педагога-психолога –1
Комната психологической разгрузки – 1
Кабинет учителя-логопеда- 1
Методический кабинет – 1
Каждая возрастная группа имеет:
— раздевалку
— буфетную;
— туалетную;
— игровую;
— спальню.
Все кабинеты оформлены и материально оснащены. Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях обеспечивает реализацию образовательной программы МБДОУ, включает интеграцию образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, а также свободную самостоятельную деятельность воспитанников.
Объекты для проведения практических занятий
Музыкальный зал – 102,2 м2
Физкультурный зал — 72,7м2
Кабинет педагога-психолога –4,9м2
Комната психологической разгрузки – 9,0 м2
Кабинет учителя-логопеда- 9,1м2, 9м2,
Методический кабинет – 26,2м2
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса в кабинетах представлено в таблице 2
Подробнее
Таблица 2
Оборудование кабинетов | ||
№ п/п | Наименование направлений в соответствии с ФГОС ДО | Элементы предметно-пространственной среды |
1 | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Музыкальный зал Пианино, музыкальный центр, телевизор, мультимедийная установка, детские музыкальные инструменты, магнитофон, методическое обеспечение, аудиотека, дидактический материал для проведения музыкальных занятий и праздников. |
2 | ОО «Социально-коммуникативное развитие» ОО «Познавательное развитие» | Кабинет педагога-психолога Библиотека специальной литературы и практических пособий, материалы консультаций, семинаров, практикумов, игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно- развивающей работы, рабочий стол для проведения занятий, головоломки, мозаики, настольно-печатные игры, развивающие игры, раздаточные и демонстративные материалы, информационный уголок для родителей и педагогов, зона релаксации, магнитофон; оборудование для проведения релаксации. |
3 | ОО «Речевое развитие» | Кабинет учителя-логопеда (для группы компенсирующей направленности №7) Зеркало, оборудованное место для индивидуальной работы, наглядно-дидактические пособия, учебная литература, игры для развития мелкой моторики, сюжетные картинки, опорные картинки, картотеки для индивидуальной работы, сюжетные картинки, магнитная доска с набором магнитов, игрушки. |
Кабинет учителя-логопеда (для группы компенсирующей направленности №9) Зеркало, оборудованное место для индивидуальной работы, наглядно-дидактические пособия, учебная литература, игры для развития мелкой моторики, сюжетные картинки, опорные картинки, картотеки для индивидуальной работы, сюжетные картинки, магнитная доска с набором магнитов, игрушки. | ||
4 | ОО «Физическое развитие» | Физкультурный зал Пианино, музыкальный центр, маты, тренажеры, гимнастические скамейки, шведская стенка, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли, наглядные пособия по физической культуре, ленточки, дуги, кубы деревянные, гимнастические бревна, ребристая доска, бубны и др. |
Методическое обеспечение образовательного процесса Переносной экран, принтер, учебно-методический комплект к реализуемым программам, каталог профессиональных журналов, художественная литература для детей, картины, электронные носители для использования на занятиях, документы и методические материалы, наглядно-демонстрационные пособия, доклады, консультации, перспективные планы. |
Библиотека
В детском саду отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку.
Книжный фонд, составляющий библиотеку МБДОУ, располагается в методическом кабинете, где представлена детская, учебно-методическая, познавательная литература для детей и педагогов.
Во всех возрастных группах оборудованы книжные уголки для воспитанников в соответствии с содержанием реализуемой образовательной программы.
Объекты спорта
- ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ – 72,7м2
- СПОРТИВНАЯ И ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКИ НА УЧАСТКЕ МБДОУ
- ПРОГУЛОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ (С УСТАНОВЛЕННЫМ ИГРОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ДЛЯ РАРАЗВИТИЯ ВСЕХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ)
Средства обучения и воспитания
В каждой возрастной группе создана развивающая предметно-пространственная среда.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам детей с ОВЗ.
Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ.
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
-печатные (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
-аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
-учебные приборы (компас, барометр, песочные часы, микроскопы, колбы, и т.д.);
-тренажёры и спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Принципы использования средств обучения:
-учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
-сотворчество педагога и обучающегося;
-приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не тольков рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, двигательная), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Для повышения профессиональной компетентности педагоги используют материалы ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
—http://www.dddgazeta.ru/about/—
газета для детей, родителей и педагогов по ПДД
официальный сайт Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
—http://vdpo-taganrog.ru/1/Glavnaa_stranica.html— сайт Всероссийского добровольного пожарного общества г.Таганрога
МБУК ЦБС Центральная городская детская библиотека имени М.Горького
«Лукошко сказок» Детская электронная библиотека — народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.
http://www.edu.ru/— Федеральный портал «Российское образование»
https://1сентября.рф/— Издательский дом «Первое сентября»
https://ped-kopilka.ru/— учебно-методический кабинет
Образовательный портал детской безопасности МЧС России «Спас-Экстрим» (интерактивные игры, обучающие ролики, мультфильмы, памятки)
— электронная библиотека
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии
с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) определены
зоны и объекты доступности всех категорий инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Наименование
функционально-планировочного элемента |
Содержание |
Вход (входы) на территорию |
Установлена табличка тактильная азбукой
Брайля у входа на территорию для инвалидов по зрению, отображающая информацию
о МБДОУ: наименовании, адресе, режиме и графике работы |
Входная площадка (перед дверью) |
Визуальные и тактильные знаки в наличии |
Тамбур |
Визуальные и тактильные знаки в наличии |
Коридор (вестибюль, зона ожидания) |
Установлена информационная мнемосхема
(тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, отображающая информацию о помещениях в
здании |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеются следующие технические
средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
-
переносная мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук (для работы с
детьми в музыкальном зале, лего-кабинете, кабинете учителя-логопеда );
-
музыкальный центр (в музыкальном зале);
- телевизоры
(в групповых помещениях);
В кабинете
учителя – логопеда и педагога-психолога создана развивающая предметно-пространственная
среда с учетом реализуемой образовательной программы; с корригирующим,
развивающим и оздоравливающим компонентами: пособия для обследования
интеллекта, памяти, внимания, мышления; материалы для проведения
диагностического обследования психического и речевого развития детей
дошкольного возраста, материалы для проведения индивидуальных занятий с детьми,
пособия и игры с предметами для развития мелкой моторики; игры на
развитие сенсорики; предметные и сюжетные картинки по лексическим темам; игровой
набор «Дары Фребеля»; игры для развития дыхания; алгоритмы, схемы,
методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.